Музыка и звуки влияют на психику человека — это доказанный факт. Ритейлеры и точки общепита давно используют музыку для увеличения объема продаж на своих точках.
В создании подкастов тоже используется музыка. Чаще всего для создания джинглов, хотя может быть использована и как фон на протяжении всего эфира.
В моём обучающем курсе, где участники шаг за шагом идут к созданию своего подкаста, есть задание придумать и изготовить джингл.
Звучать он может как в начале подкаста, так и в середине, и в конце. И это могут быть как разные темы, так и одна и та же. Средняя оптимальная длительность джингла 10-15 секунд, но варьируется от 5-30 секунд. Он не призван определять целевую аудиторию, но призван при многократном прослушивании вызывать стойкую ассоциацию о бренде или рубрике внутри подкаста.
Джинглом можно отмечать смену тем, рекламный блок, новости, «кнопку» призыва к действию и тд. Использовать можно как музыкальный отрывок, так и какие-то звуковые включения типа фанфар, сигнала авто, звона колокольчиков или шума прибоя и так далее.
Хотя в нашей стране подкасты не являются инструментом прямых продаж, а всего лишь являются имиджевым инструментом, к его созданию следует отнестись со знанием дела. Музыкальное оформление, как и визуальное — важные части продукта, работающие на его имидж. А имидж в конечном счёте-то и продаёт.
Если вы не музыкант и не аранжировщик, то я рекомендую заказать джингл в профессиональной студии звукозаписи. Там грамотный специалист задаст правильные вопросы, поймёт в каком направлении двигаться, какие предлагать идеи. Подберет соответствующих вашему запросу дикторов на выбор при необходимости. По результату выдаст законченный продукт, а также позаботится о том, чтобы у вас были все соответствующие документы на мелодию, что избавит в дальнейшем от судебных тяжб из-за нарушения авторских прав.
Итак, что я знаю о влиянии музыки в общем.
Бодрая, веселая и ритмичная музыка, заряжает энергией, заменяет грусть на радость, а печаль на оптимизм и жизнелюбие.
Если у вас вдохновляющий на подвиги подкаст, то смело используйте динамичную музыку.
Спокойная и плавная музыка расслабляет, успокаивает мысли и помогает отвлечься от рутины.
Для подкаста про расслабление и саморегуляцию, например, подойдет именно такая музыка. Поскольку медленная и релаксирующая музыка влияет на человека как снотворное, то на этом фоне хорошо доносить информацию мягким, обволакивающим голосом и она спокойно дойдёт до слушателя в его расслабленном состоянии.
Стили и направления. Как они влияют на человека.
Классика, она на то и классика. Говорят, по праву завоевала себе это звание, поскольку влияет на человека всесторонне и действует всепоглощающе. Под нее хорошо думать, анализировать, расслабляться и доказано, что под классическую музыку состоятельные люди любят неспешно тратить большие деньги. Это из маркетинговых исследований для ритейла.
Частенько от ученых и медиков можно услышать, как они приписывают классическим произведениям вообще чудодейственный эффект. Она лечит, восстанавливает нервную систему и развивает мозг. Последнее любит говорить Татьяна Черниговская. А мне она нравится.
Больше всего говорят о творениях таких композиторов, как Вивальди, Моцарт, Бетховен, Чайковский, Шуберт, Григ и Шуман.
Вот интересное выступление о влиянии классической музыки.
Рэп, хард-рок и хеви-металл, в отличие от классической музыки, медики не рекомендуют долго слушать. Это выяснилось по результатам исследования, проведенного мельбурнскими учеными из Австралии.
Они утверждают, что хард-рок часто является причиной несознательной агрессии, рэп пробуждает отрицательные эмоции, а хеви-метал может стать причиной психических расстройств.
Кстати, существуют такие низкие частоты звука, неслышимые человеческим ухом, но сводящие с ума, если человек будет долго находиться в помещении. Насколько я знаю, это запрещённый прием. Использовался в пытках. Это небольшое отступление о звуках.
Что касается блюза, джаза, фанки и регги, то музыка этих стилей может вывести человека из депрессивного состояния, так написано в некоторых источниках о влиянии музыки на человека.
Например, я, как любитель джаза и фанка, согласна с этим утверждением. Но также, я знаю много людей, считающих джаз непонятной и сложной для понимания музыкой. Их эта музыка вряд ли выведет из депрессии. В этом смысле, для любого продукта, призванного продавать или продаваться, обязательным условием является определение точной целевой аудитории с ее музыкальными предпочтениями в том числе.
Поп музыка — неоднозначна. Она кому-то может поднять настроение, а кому-то испортить.
Мелодичный рок снимает мышечное и нервное напряжение. Чего не скажешь о тяжелом роке. Этот стиль вводит человека в ступор.
Но нужно помнить, что всегда есть место индивидуальным предпочтениям того или иного человека. Лично для меня тяжелый рок — музыка невыносимая для восприятия. Я зверею.
Голоса.
Тесситура голоса с преобладанием низких нот как у мужчин, так и у женщин считается сексуальной. Не знаю, для всех ли так? Но часто высокие мужские голоса звучат как-то не вовлекающе. Хотя низкие женские голоса чаще именно так и воспринимаются, сексуально.
Тесситура голоса с преобладанием высоких нот – считается игривой.
Колоратурное сопрано самый высокий женский голос. Из известных мне обладательниц Монсеррат Кабалье.
Контральто-самый низкий женский голос. У Нины Симон контральто.
Тональность произведения, если в нем участвуют певцы, определяется исходя из диапазона голоса. В этом смысле при создании джингла упираться в тональность не имеет большого смысла. Но ознакомиться с частотами различных музыкальных жанров будет полезно.
В принципе, для создания джингла достаточно будет в брифе указать:
Длительность
Текст (если он есть) – пишет автор или копирайтер
Пол диктора (если есть текст) – студия предложит варианты голосов на выбор
Предпочитаемый стиль музыки
Темп
Готовая ли нужна композиция или нужно написать под задачу?
Цель (опционально)
Подумать о своём джингле можно прослушивая различную музыку, выбирая подходящий стиль под идею, задачу и контент подкаста.
Вот, на мой взгляд, приятный вариант мелодии для настройки на творческую волну: «Весенний вальс» Ф. Шопена. Хотя, о вкусах не спорят и это дело очень и очень личное.